Микроклимат нашей аптеки

Екатерина Белоногова, 2015 год

Наверняка Вы тоже задаете себе эти вопросы:

  • С каким настроением я чаще всего иду на работу?
  • Лечу на крыльях или ползу еле-еле?
  • Насколько комфортно я чувствую себя на моем рабочем месте?
  • Насколько меня устраивает мой коллектив?

Сегодня мы хотели поговорить с вами о наболевшем, о психологическом настроении внутри вашей команды.
Все мы прекрасно знаем, что при плохом настроении очень сложно внимательно и открыто отнестись к проблемам наших клиентов.
А если коллеги не дают нормально работать как тогда быть?

И так, наша тема конфликты, без которых увы редко обходится какой-либо коллектив.

 

Конфликт – это открытое противостояние, противоборство как следствие взаимоисключающих интересов, позиций, норм поведения, ценностей людей, возникающее в процессе их взаимодействия при решении производственных и личных вопросов.
Для конфликта характерна конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, которые содержат истинную причину конфликта.

Какие же виды конфликтов бывают?

Организационный конфликт – конфликт, связанный с организацией и условиями деятельности. Например, когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации; требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны; имеются должностные инструкции, функциональные обязанности, но их выполнение вовлекает работников в конфликтную ситуацию.
Производственный конфликт – специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Производственные конфликты бывают: внутригрупповые – между рядовыми работниками, между руководителями и подчиненными, между работниками различной квалификации, возраста; межгрупповые – борьба между группами за распределение различного рода ресурсов, за специфические интересы и цели, за лидерство и т. д.; между производственными группами и администрацией – неверные управленческие решения, неудовлетворительное отношение управленческого персонала к работникам и прочее.
Трудовой конфликт – это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).
Инновационный конфликт – конфликт, возникший по причине введения инноваций; противоречие, возникшее между сторонниками и противниками нововведений.

Основные причины:

• работники опасаются ухудшения своего социально-экономического положения;
• дефицит материально-технических ресурсов;
• имеющиеся ресурсы более низкого качества, чем требуется;
• ухудшение взаимоотношений руководителей организации с руководителями подразделений из-за необходимости перестраивать свою работу.

Какие же выходы бывают в сложившихся ситуациях?

Как лучше поступить?

Ведь при затяжных конфликтах возникает отрицательный эмоциональный фон, нарушаются социальные связи, ухудшается состояние здоровья участников конфликта.
Такой ситуацией важно уметь управлять. Управление конфликтами включает два направления деятельности руководителя:
1) предупреждение конфликтов (прогнозирование, профилактика, предотвращение, пресечение).
2) разрешение конфликтов (преодоление, урегулирование, ослабление).

Основными направлениями работы по предупреждению конфликта являются:
— психологический отбор руководителей;
— правильная расстановка заместителей;
— оптимизация организационно- управленческих условий;
— четкая организация труда;
— создание стабильных коллективов;
— знание руководителем индивидуальных особенностей подчиненных;
— психологические особенности членов коллектива;
— проведение руководителем разъяснительной работы (показ завтрашних радостей);
— создание здорового (благоприятного) социально-психологического климата.

Можно выделить два направления разрешения конфликтов – педагогическое и хирургическое.

Первое более предпочтительно, позитивно, но требует гораздо больших усилий по сравнению со вторым. Его реализация связана с использованием межличностных, структурных, внутриличностных методов, а также метода переговоров.
Межличностные методы состоят в выборе стиля поведения без ущемления интересов участников взаимодействия.

Выделяют следующие стили конфликтного взаимодействия:
— соревнование (конкуренция, конфронтация, соперничество) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
— приспособление – принесение собственных интересов в жертву ради интересов другого;
— избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
— компромисс, характеризующийся тактикой взаимных уступок;
— сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Структурные методы управления конфликтом связаны с изменением структуры организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие.
Они включают методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение и т.п.), разведением участников конфликта или снижением их взаимозависимости (автономизация подразделенный), введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, координатор и др.), со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (объединение отдела труда и зарплаты и отдела кадров в отдел развития персонала).
Внутриличностные методы заключается в умении правильно организовать свое собственное поведение, с учетом реакции со стороны другого человека. К этой группе методов относятся: настройка на позитивное отношение к оппоненту, переключение с эмоционального на рациональный режим психики, избегание характеристик эмоционального состояния оппонента, предоставление оппоненту возможности «выпустить пар» и др.
Метод переговоров приобретает особую значимость как один из эффективных методов разрешения конфликтов.
Хирургический путь разрешения конфликтов состоит в удалении конфликтующего из коллектива либо перевод его в другой коллектив. Это наиболее легкий путь разрешения конфликта, применяемый руководителем, когда он не видит иного выхода.
Важно понимать, что ваше здоровье и ваши нервы в ваших руках.

 

Легких вам трудовых дней!


Комментарии: