Саморегуляция на российском фармацевтическом рынке


В последние годы во многих отраслях российской экономики активное развитие получили механизмы саморегулирования, что сопровождалось расширением деятельности общественных организаций, объединяющих представителей бизнеса. Предпосылки активизации этого процесса носят как экономический, так и политический характер. В частности, важной мотивацией для объединения субъектов рынка является возрастающая конкуренция в большинстве отраслей, требующая противодействия недобросовестной конкуренции, формирования внутриотраслевых стандартов качества и создания равных условий для ведения добросовестного бизнеса. Предпосылкой развития саморегулирования явилось также усилившееся влияние государства на бизнес и необходимость в связи с этим отстаивания интересов отрасли во властных структурах. Актуальность дерегулирования экономики была осознана и на высшем государственном уровне, в связи с чем одной из задач административной реформы и проводимой государственной экономической политики стала передача ряда регулирующих функций от государства к организациям саморегулирования.
В связи с тем, что фармацевтическая сфера является одной из наиболее регулируемых отраслей российской экономики, развитие механизмов саморегулирования здесь особенно актуально. Помимо Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), образованной еще в 1994 г., в новом столетии на фармацевтическом рынке появились такие авторитетные отраслевые общественные организации, как Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП), Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Российская ассоциация аптечных сетей (РААС). Основное отличие этих ассоциаций от общественных организаций более ранней генерации заключается в том, что они не только отстаивают интересы определенных сил влияния во властных структурах, но и вырабатывают механизмы саморегулирования отрасли.
Вопросы саморегулирования являются жизненно важными для всех секторов российского фармацевтического рынка, в то же время аптечный сектор испытывает острую заинтересованность в их решении в силу большого числа представленных здесь субъектов рынка и объективной сложности процессов координации их деятельности. Предпосылки для развития саморегулирования формируются и в связи с поставленными на повестку дня вопросами, которые являются следствием неблагоприятной экономической ситуации и связаны с необходимостью поиска оптимальных решений в сфере регулирования цен на лекарственные средства, развития лекарственного страхования, обеспечения доступности лекарственной помощи для широких слоев населения. Эффективное решение этих и других социально значимых проблем возможно только на пути объединения усилий государства и отрасли.
Различным вопросам государственного регулирования и повышения эффективности лекарственного обеспечения были посвящены работы таких ученых, как Апазов А.Д., Багирова В.Л., Бат Н.М., Гацан В.В., Геллер Л.Н., Глембоцкая Г.Т., Дремова Н.Б., Карева Н.Н., Комиссинская И.Г., Косова И.В., Лин А.А., Лошаков Л.А., Мошкова Л.В., Овод А.И., Парфейников С.А., Сбоева С.Г., Солонина А.В., Тухбатуллина Р.Г., Фомина А.В., Ягудина Р.И. и др. Теоретические аспекты формирования механизмов регулирования российского фармацевтического рынка были впервые рассмотрены в работах Е.А.Максимкиной. Однако проблематика саморегулирования субъектов рынка через организации саморегулирования осталась за пределами сферы научных интересов этого автора.
Несмотря на возросшую актуальность сферы саморегулирования в фармацевтической сфере в целом и на аптечном рынке в частности, научное осмысление причин, тенденций и последствий развития процессов саморегулирования как неотъемлемого элемента механизма функционирования российского фармацевтического рынка в современных условиях находится в зачаточном состоянии и носит фрагментарный характер. В профессиональных изданиях опубликовано лишь несколько статей по отдельным аспектам саморегулирования на отечественном фармацевтическом рынке (Хайкин В.Л.).


Комментарии:

Добавить комментарий