Концепция фармацевтической помощи




Истоки формирования концепции фармацевтической помощи лежат в глубокой древности и берут свое начало от египетско­го слова фармаки (перевод — «дарующий исцеление или безо­пасность») и греческого фармакон (в переводе — «лекарство»). Именно эту смысловую нагрузку отражают термины с корня­ми -фарма- или -фармако-, определяющие деятельность, так или иначе связанную с охраной здоровья населения на основе применения лекарств.
Впервые понятие «фармацевтическая помощь» (англ. — phar­maceutical саге) стали использовать за рубежом в начале 70-х годов XX в. для характеристики содержания деятельности фар­мацевтов в больницах и клиниках. В то время под фармацевти­ческой помощью понималась система обеспечения фармакоте­рапии, позволяющая улучшить качество жизни пациента, по­скольку каждый клинический или больничный фармацевт наравне с врачом должен был брать на себя долю ответственно­сти за здоровье человека. Фармацевтическая помощь включала в себя не только фармакотерапию, но и решение всех проблем, связанных с индивидуализированным назначением курсов того или иного лекарственного препарата.
В дальнейшем концепция фармацевтической помощи по­лучила развитие не только в больничном (госпитальном) сек­торе, она распространилась на аптечные организации и стала рассматриваться как альтернатива традиционному лекарствен­ному обеспечению. Отличительными чертами системы фарма­цевтической помощи стали:
— новый тип взаимоотношений — «терапевтические взаи­моотношения» в цепочке врач —фармацевтический ра­ботник — пациент;
— участие специалиста с высшим фармацевтическим об­разованием в управлении лечебным процессом, а имен­но: обоснование выбора необходимых лекарственных препаратов,консультирование и обучение пациентов, мониторинг и оценка результатов лекарственной терапии;
— достижение клинических результатов при оптимальных экономических затратах;
— совершенствование системы распределения лекарствен­ных препаратов (полноеуправление качеством, социаль­ная фармация и др.);
— оптимизация информации о лекарственных препаратах для населения (совершенствование ее формы и содержа­ния на этикетках, в информации для потребителей).
Согласно определению Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ), под фармацевтической помощью понимает­ся философия практики общения с пациентом и обществен­ностью в аптеке как первом звене многоуровневой системы здравоохранения. Принципы этого общения положены в ос­нову концепции надлежащей аптечной практики, утвержден­ной Всемирной ассамблеей здравоохранения в1996 г.
К концу 90-х годов XX столетия страны, использующие на практике концепцию фармацевтической помощи, полу­чили как социальные, так и экономические результаты от ее внедрения, выразившиеся в снижении частоты побочных эффектов при приеме лекарственных препаратов, сокраще­нии повторных обращений к врачу, сроков госпитализации, уменьшении количества ошибок при выписывании рецептов и т.д.
Советом Международной фармацевтической федерации (FIP —International Pharmaceutical Federation) в 1998 г. раз­работана декларация, в которой фармацевтическая помощь рассматривается как ответственное предоставление фармако­терапии с целью достижения определенных результатов по улучшению или сохранению качества жизни пациента, а также как процесс сотрудничества, направленный на пред­отвращение или выявление и решение проблем, касающихся здоровья и использования лекарств. При этом врачи и фармацевтические работники выполняют взаимодополняю­щие и взаимоподдерживающие функции в достижении по­ставленных целей.
В каждой стране, внедрившей или внедряющей концеп­цию фармацевтической помощи в практику здравоохране­ния, используется модель, учитывающая национальную спе­цифику. Однако общим для всех моделей является то, что они направлены на улучшение качества жизни пациента при оказании фармацевтической помощи.
Впервые в отечественной практике концепция фармацев­тической помощи была представлена в начале 90-х годов проф. П.В. Лопатиным.
Фармацевтическая помощь — это деятельность, имеющая целью, во-первых, обеспечение населения и конкретно ка­ждого человека всеми товарами аптечного ассортимента и, во-вторых, оказание научно-консультационных услуг медицинскому персоналу и отдельным гражданам по во­просам выбора наиболее эффективных и безопасных ле­карственных средств и других предметов аптечного ассор­тимента, способов их хранения, использования, порядка приобретения и т.п.
Главной отличительной чертой данной модели фармацев­тической помощи является ее альтернативность не только ле­карственному обеспечению, но и сфере обращения лекарст­венных средств (ЛС) в целом. Кроме того, концепция затра­гивает проблему качественного обеспечения различных типов потребителей не только лекарственными препаратами, но и другими товарами, реализуемыми фармацевтическими орга­низациями, а также услугами, являющимися логическим про­должением фармацевтического обслуживания.
Используя прием декомпозиции систем, выделяют ос­новные подсистемы фармацевтической помощи:
— контроль и надзор за фармацевтической деятельностью;
— государственная стандартизация, регистрация и серти­фикация;
— создание и воспроизводство товаров аптечного ассорти­мента;
— промышленное производство и аптечное изготовление;
— доведение товаров от производителя до потребителя;
— информация и консультирование;
— непрерывное фармацевтическое образование;
— защита прав потребителей.
Фармацевтическая помощь как часть здравоохранения на­ходится в тесной взаимосвязи с системами медицинской и санитарно-эпидемиологической помощи.
Содержание фармацевтической помощи во многом опре­деляется правовыми, экономическими, социальными, технологическими и другими условиями внешней среды. Основ­ными критериями, используемыми для оценки качества фармацевтической помощи, являются эффект от примене­ния товаров аптечного ассортимента (эффективность, безопасность, улучшение характеристик качества жизни и др.); уровень квалификации специалистов фармацевтической от­расли; своевременность; доступность товаров по цене и наличию в ассортименте. Предложенная концепция фармацев­тической помощи находит свое отражение в программах подготовки фармацевтических кадров и в практической дея­тельности специалистов и фармацевтических организаций. Однако в законодательно-правовых и нормативных регла­ментах до настоящего времени для определения содержания деятельности на фармацевтическом рынке используются по­нятия — «обращение лекарственных средств» и «фармацевти­ческая деятельность».
Фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Обращение лекарственных средств — разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств.


Комментарии:

Добавить комментарий