Этический кодекс фармацевта




Особую важность приобретает вопрос о моральных качествах провизора, его отношения к профессиональному долгу, что на­шло отражение в учении о фармацевтической этике и деонтоло­гии. Мораль и этика возникли на определенном этапе развития общества в связи с необходимостью создания определенных пра­вил, регулирующих взаимоотношения людей.
Этика — это система норм нравственного поведения человека какой-либо общественной или профессиональной группы.
Термин «этика» был предложен еще Аристотелем, под которым он понимал науку о человеческой морали. На ранних этапах разви­тия человечества, когда фармация была неотъемлемой частью ме­дицины, этические нормы поведения медицинского персонала раз­рабатывались в странах Древнего Востока (Китае, Индии).
Однако наиболее полное отражение этические нормы пове­дения медицинского персонала получили в клятве Гиппократа (V—VI вв. до н.э.), которая является самым значительным и са­мым неподвластным времени трудом этого ученого. На протяже­нии многих веков выпускники российских и зарубежных меди­цинских и фармацевтических учебных заведений, приступая к практической деятельности, присягали избранной профессии клятвой Гиппократа.

Клянусь… исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу… Я направлю режим больных к их вы­годе сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости… Я не дам никому проси­мого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного за­мысла… Чисто и непорочно буду я проводить свое искусство…
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жиз­ни и в искусстве и слава у людей на все времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
Клятва Гиппократа

Отражение ее требований можно найти в трудах и деятельнос­ти Галена, Авиценны, в указе императора Священной Римской империи Фридриха И, который разделил права и обязанности врачей и фармацевтов и установил, в частности, клятву фарма­цевтов. Содержание всех международных и национальных меди­цинских кодексов и обязательств близко и созвучно клятве Гип­пократа. В настоящее время в России существует присяга врача РФ, в основе которой тоже лежит клятва Гиппократа.
Фармацевтическая этика определяет взаимоотношения фарма­цевтического персонала, нормы его поведения в различных ситу­ациях фармацевтической деятельности.
.
…Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную дол­жность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно…
Аптекарский устав

В России впервые высокий уровень нравственных и професси­ональных требований к фармацевтам был заявлен в первом Апте­карском уставе 1789 г . Высокие гуманные моральные нормы и нравственные требования предъявлялись к аптечным работникам на всех этапах развития российской фармации. В 80-е гт. XIX в. профессиональная фармацевтическая этика определялась как обес­печение благоприятных морально-психологических условий (ле­чебно-охранительного режима) при оказании лекарственной по­мощи населению в аптечных организациях. Это подразумевало:
Аптечные работники должны внимательно и чутко относиться к по­сетителям аптеки, не допускать необоснованных случаев отказов и нарушения сроков отпуска ЛС. Работники аптеки должны четко соблюдать внутренний трудовой распорядок дня, а также должны всегда находить пути к дружескому контакту с посетителями… Аптечные работники дол­жны проявлять особую осторожность в общении с больным, не давать справок о его заболевании с тем, чтобы это могло внушить опасение больному и тревогу за благоприятный исход заболевания или нарушить его психическое равновесие. Все недоразумения, связанные с неправильно выписанным или неправильно оформленным рецептом, должны выяс­няться с врачом… В случае отсутствия прописанного врачом лекарствен­ного средства аптечные работники должны предпринять все необходи­мые меры для обеспечения им больного… Надо стремиться, чтобы каж­дый посетитель ушел из аптеки не только с нужным ему лекарством, но и с хорошим настроением.
Понятие «деонтология» (от греч. «деон» — должное и «логос» — учение) было введено в начале XIX в. как наименование науки о профессиональном поведении человека. Фармацевтическая деон­тология изучает принципы поведения фармацевтического персо­нала, направленные на максимальное повышение полезности ле­чения и устранение вредных последствий неполноценной меди­цинской работы.
В 1995 г. Российской фармацевтической ассоциацией был при­нят Этический кодекс российского фармацевта, провозгласивший главную цель профессиональной деятельности фармацевтов — всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь. Главное условие фармацевтической деятельности — всегда под­держивать высочайший профессиональный уровень, а также обя­занности, права и ответственность фармацевтов за нарушение профессиональной этики.
Фармацевтическая деонтология имеет свои направления и вклю­чает взаимоотношения: 1) фармацевта с обществом; 2) фарма­цевта с врачом; 3) фармацевта с больным; 4) фармацевта с фар­мацевтом. Эти направления нашли отражение в Этическом кодек­се фармацевтического работника России, разработанном в ММА им. И.М.Сеченова коллективом под руководством профессора П.В.Лопатина (1996).
Взаимоотношения фармацевтического работника и общества предполагают, что фармацевт должен оказывать фармацевтичес­кую помощь любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного поло­жения, возраста, социального статуса пациента. Право и долг фар­мацевтического работника — хранить свою профессиональную независимость и сознавать меру ответственности за свои поступки. Он должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний в области обращения ЛС. Фармацевтический работ­ник несет личную ответственность за соблюдение безупречности и незапятнанности своей профессии.
При общении с больным со стороны фармацевтического ра­ботника недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетер­пение, заносчивость, безразличие. У фармацевта и врача одна об­щая задача — возвращение здоровья пациенту, они должны рабо­тать в тесном контакте. Взаимодействие с коллегами должно стро­иться на уважении труда и опыта каждого члена коллектива, на сохранении благодарности и обязательств по отношению к тому, кто научил его фармацевтическому искусству.
В 1997 г. Советом Международной фармацевтической феде­рации (FIP) также был принят «Этический кодекс фармацев­та», содержащий этические принципы и вытекающие из них про­фессиональные обязательства. В кодексе подчеркивается преиму­щество интересов больного перед личными и коммерческими интересами, фармацевт должен признавать право личности на свободу выбора лечения и соблюдать конфиденциальность ин­формации о больном. Кодекс признает, что профессиональная деятельность фармацевта служит в конечном итоге обществу в целом.
В 1969 г . американским биологом В.Ф.Поттером был введен термин «биоэтика». По его определению, биоэтика — это соеди­нение биологических знаний и человеческих ценностей. В настоя­щее время, по мнению ряда специалистов, наблюдается создание фармацевтической биоэтики как нормы поведения, отражающейся в профессиональном сознании фармацевтического работника. В силу специфики фармацевтической профессии, имеющей дело со здо­ровьем и жизнью человека, очень тяжелыми могут быть послед­ствия возможных ошибок. Порой трудно определить грань между моральными и правовыми нормами в фармацевтической деятель­ности. Еще древнеиндийский врач Сушрута сказал, что лекарство в руках знающего человека уподобляется бессмертию и жизни, в руках невежды — огню и мечу. В соответствии с «Основами зако­нодательства РФ об охране здоровья граждан» и Федеральным за­коном «О лекарственных средствах» в случае недобросовестного выполнения фармацевтическими работниками своих профессио­нальных обязанностей, повлекшими причинение вреда здоровью граждан или их смерть, они обязаны возместить ущерб и подверг­нуться дисциплинарной, административной или уголовной от­ветственности.
Российское уголовное законодательство выделяет следующие профессиональные преступления медицинских работников (в том числе фармацевтических):
· неоказание помощи больному;
· незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств и психотропных веществ;
· хищение либо вымогательство наркотических средств или пси­хотропных веществ;
· незаконная выдача или подделка рецептов или иных докумен­тов, дающих право на получение наркотических средств или пси­хотропных веществ;
· незаконное занятие частной фармацевтической деятельностью;
· нарушение правил обработки экологически опасных веществ и их отходов и т.д.
Если противоправные действия не причинили существенного вреда, то виновные несут только дисциплинарную ответственность.
Требования фармацевтической этики и деонтологии распро­страняются на все виды деятельности провизоров и фармацевтов в сфере обращения ЛС. Необходимо помнить, что их профессио­нальные ошибки, не говоря уже о проступках или преступлени­ях, не только наносят моральную травму человеку и социальный вред обществу, но и дискредитируют высокое звание фармацев­тического работника.





Комментарии:

Добавить комментарий