Роль фармацевтического работника в формировании системы безрецептурного отпуска





В России, как и в других странах, еще с древних времен последовательно формировались две системы сохранения и защиты здоровья народа: 1) система, в которой главными были традиции и многовековой народный опыт целительства и 2) система, в которой главным лицом был человек, специально обученный распознавать и лечить болезни.
Важным этапом в развитии этих систем стало разделение медицины и фармации.
Законодательное оформление статуса аптеки и определение роли аптекаря, как специалиста по ЛС, в России происходит в XVII и XVIII в.в. Однако имевшихся медицинских и лекарственных ресурсов того времени было недостаточно для удовлетворения потребностей российского населения, поэтому с целью предупреждения нежелательных последствий самопомощи велась активная просветительная работа, в том числе через лечебники, позже — периодические издания.
Проведенный нами контент-анализ документов, регламентирующих БРО, позволяет утверждать, что на протяжении более чем двухсотлетнего периода сохранялась двойственность позиции официального российского здравоохранения: с одной стороны — утверждение списков (перечней) ассортимента БРО ЛС и открытие в аптеках специальных отделов, с другой — запрет самолечения.
История БРО в России отражает общее стремление медицинской общественности упорядочить эту систему и обеспечить доступность ЛС населению как за счет увеличения количества аптечных учреждений, так и расширения ассортимента. Но такое стремление зависело от политической ситуации и социально-экономического положения в стране того или иного периода времени.
С середины 70-х г. ХХ в. резко ухудшаются показатели здоровья населения РФ, что объясняется целым рядом причин, обусловленных как несовершенством системы здравоохранения, так и проблемами экологии.
Следует отметить, что системы здравоохранения во многих странах мира в 60-е годы ХХ в. переживали кризис, обусловленный разными причинами. В этой связи программные документы ВОЗ и ООН конца 60-х и 70-80-х годов ХХ в. содержали рекомендации правительствам стран-участников по разработке национальной политики здравоохранения, стратегии и планов действия для организации развития первичной медико-санитарной помощи как части всеобъемлющей национальной системы здравоохранения в целях ликвидации трудно устранимых заболеваний и причин смерти. Для этого правительствам необходимо было изыскать дополнительные финансовые средства и обеспечить их эффективное использование. Актуальность этих рекомендаций для нашей страны выразилась проведением научных исследований по разработке национальной политики в области здравоохранения, оценке существующей материально-технической базы (МТБ), в том числе и аптечной службы.
Результаты проведенных нами исследований по изучению состояния МТБ аптечных учреждений позволили выявить неэффективность использования финансовых и трудовых ресурсов, диспропорции в получении лекарственной помощи населением страны; установить, что 85% аптек открытого типа обслуживали лечебно-профилактические и другие учреждения, 60% специалистов занимались изготовлением ЛС. Более 20% помещений аптек нуждались в капитальном ремонте; дефицит рабочих площадей и износ оборудования не позволяли обеспечить необходимого качества оказания фармацевтических услуг.
Во второй половине 80-х годов ХХ в. обозначился кризис государственного управления, произошли дезинтеграция производственных связей и отношений, стихийное перераспределение накопленного богатства, резкий спад производства и другие негативные процессы, которые привели в начале 90-х годов ХХ в. к общему социально-экономическому кризису.
В результате экономических и социальных преобразований существующая система здравоохранения оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена, особенно в сельской местности. Проблемы, связанные с сохранением и восстановлением утраченного здоровья население в большей степени пыталось решить самостоятельно, в том числе обращаясь к фармацевтическим работникам.
Масштабное профессиональное обсуждение проблемы самолечения в России началось с середины 90-х годов ХХ в. Важность решения этой проблемы была обусловлена и тем, что миссия многих аптечных предприятий (АП) стала сводиться только к получению прибыли. Социальный аспект — как превалирующий — за эти годы был практически утрачен. Коммерциализация фармацевтического рынка привела к тому, что стали нарушаться принципы размещения аптек, изменилась структура типов аптечных организаций: доля производственных аптек стала составлять менее 10%. Особо происходящие перемены коснулись положения сельских аптек: их число в отдельных регионах сократилось на треть, еще сильнее обострилась проблема с кадрами.
В 90-е годы ХХ в. активизировалась научная деятельность в области БРО. В последнее десятилетие российские ученые (Дремова Н.Б., Лоскутова Е.Е., Максимкина Е. А., Мошкова Л.В. и др.) изучали потребительское поведение посетителей аптек, информационные потребности пациентов, врачей и аптечных работников; проводили исследования по разработке требований к ЛС БРО и т.д.
Анализ научных публикаций показал, что ответственность за состояние собственного здоровья практически во всех развитых странах в большей степени лежит на потребителе товаров аптечного ассортимента. Также следует отметить, что увеличился масштаб проблемы, связанной с ЛС (неправильный выбор ЛС; побочные эффекты ЛС; взаимодействие ЛС между собой и пищей; ошибки медицинских и фармацевтических работников на разных этапах использования ЛС и др.). В этой связи во второй половине ХХ в. стала возрастать роль фармацевтического работника, обозначился широкий круг вопросов в области медицинского и фармацевтического права, которые актуальны для медицинского, фармацевтического и юридического сообщества. К началу третьего тысячелетия ВОЗ и МФФ были четко сформулированы новые требования к фармацевтическим работникам, принимающим участие в процессе лечения пациентов.





Комментарии:

Добавить комментарий