Маркетинговые исследования рынка лекарственных препаратов для устранения симптомов ОРВИ





В настоящее время патологии дыхательных путей занимает одно из лидирующих мест в структуре заболеваемости по классам и группам болезней, в том числе острые респираторные заболевания (ОРЗ), которые требуют немедленной терапии. В связи с этим особый интерес представляет изучение группы лекарственных средств (ЛС), применяемых для лечения простуды.
Цель данной работы: маркетинговые исследования рынка ЛС для устранения симптомов ОРЗ.
Методы исследования: экономико-статистические (корреляционно-регрессионный анализ, математическое моделирование), контент — анализ, социологический опрос, комплексный, структурный, графический, сравнительный анализ.
На первом этапе для изучения заболеваемости органов дыхания были проанализированы фактические показатели заболеваемости по Курской области за 2003 — 2011 гг.
В результате установлено, что за период с 2003 по 2011 годы среди взрослого населения Курской области показатель заболеваемости изменялся незначительно. Коэффициент вариации составил 3,8 %. В среднем за весь период с 2003 по 2009 гг. заболеваемость уменьшилась на 1,4 %.
В ходе расчета прогноза заболеваемости с помощью корреляционно-регрессионного анализа установлено, что показатель заболеваемости органов дыхания среди населения Курской области варьирует от 270 до 286 случаев и в среднем в 2011 г. может составить 268 случаев на 1000 населения.
На втором этапе были изучены потребители ЛС для устранения симптомов ОРЗ. Для проведения исследований был применен социологический опрос 100 респондентов в форме очного анкетирования. Инструментом изучения являлась специально подготовленная анкета, содержащая 4 блока вопросов: социально — демографические характеристики, состояние здоровья, потребительские предпочтения, оценка качества обслуживания.
По результатам исследования сформирован «портрет» потребителя ЛС для устранения симптомов ОРЗ. По социально-демографическим характеристикам это в основном женщина (71,0%) молодого и среднего возраста (53,0%) с высшем образованием (50,0%), проживающая в городе (86,0%). Имеет семью (66,0%), по социальному статусу — работник негосударственного сектора (38,0%) с уровнем среднемесячного дохода от 5000 до 10000 тысяч рублей.
Анализ степени приверженности покупателей к одной торговой марке ЛС для устранения симптомов ОРЗ показал, что 42,0% респондентов относят себя к категории «покупатель», т.е. они часто приобретают товары одной марки. Значительная доля потребителей (37,0%) относит себя к категории «случайный покупатель» и пользуется товарами одной торговой марки время от времени. В ходе исследования потребителей ЛС по типу покупателей было установлено, что большинство потребителей считают себя консерваторами (47,0%).
При изучении потребительских предпочтений установлено, что самыми популярными ЛС изучаемой группы являются порошок Фервекс (так считают 58,0% респондентов), порошок ТераФлю от гриппа и простуды (54,0%), порошок Антигриппин (42,0%), порошок Колдрекс ХотРем (31,0%), таблетки Ринза (28,0%), порошок Аспирин Комплекс (22,0%). Наиболее эффективным и доступным по цене препаратом 49,0% потребителей считают порошок ТераФлю от гриппа и простуды, 48,0% — порошок Фервекс.
Проанализирована оценка потребителями ценовой доступности ЛС для устранения симптомов ОРЗ. Оказалось, что 53,0% покупателей считают цены на ЛС изучаемой группы доступными, 25,0% — не доступными. При этом для большинства потребителей (49,0%) доступной ценой на ЛС является сумма от 100 до 200 рублей. Покупатели, которые доступной ценой на ЛС, считают сумму до 200 рублей, составили 25,0%, от 200 до 300 рублей -19,0%.
На третьем этапе работы изучен ассортимент ЛС для устранения симптомов ОРЗ. В ходе исследования установлено, что в настоящее время в РФ зарегистрировано 52 лекарственных препарата изучаемой группы, представленных 45 торговыми наименованиями. Анализ регионального рынка показал наличие 29 предложений ЛС для устранения симптомов ОРЗ, представленных 27 торговыми наименованиями.
По составу ЛС изучаемой группы на российском фармацевтическом рынке представлены 17 комбинациями. Лидирующее место принадлежит комбинации парацетамола, фенилэфрина гидрохлорида, аскорбиновой кислоты (26,9%). На фармацевтическом рынке г. Курска ЛС для устранения симптомов ОРЗ по составу представлены 14 комбинациями. В общем количестве лидирует та же комбинация, что и на российском рынке (24,3%).
На российском фармацевтическом рынке доминирующее положение в ассортименте принадлежит препаратам зарубежного производства (80,8%). Основными странами — производителями ЛС изучаемой группы являются Индия (26,9%) и Россия (19,2%). В аптеках г. Курска также подавляющее большинство ЛС зарубежного производства (79,3%) с аналогичной структурой лидирующих стран-производителей: Индия (24,2%), Россия (20,7%).
В ходе сравнительного анализа ассортимента ЛС, зарегистрированных в РФ и имеющихся на фармацевтическом рынке г. Курска, были рассчитаны показатели полноты и глубины. Рассчитанный коэффициент полноты составил 1,0. Это свидетельствует о том, что ассортимент лекарственных форм на локальном рынке г. Курска идентичен ассортименту лекарственных форм на российском рынке. Коэффициент глубины составил 0,56, что свидетельствует о среднем уровне разновидностей ЛС изучаемой группы на фармацевтическом рынке г. Курска.
На четвертом этапе исследования проведена оценка конкурентоспособности ЛС для устранения симптомов ОРЗ по методу балльной оценки. Для анализа ЛС по параметрам конкурентоспособности было проведено заочное анкетирование 30 врачей и провизоров г. Курска. Инструментом исследования являлась специально подготовленная анкета, которая со-стояла из двух частей: в первой части эксперты отмечали свои профессиональные данные, во второй — оценивали ЛС по параметрам конкурентоспособности. Среднее значение компетентности экспертов составило 3,9 балла, что показывает средний уровень квалификации опрошенных специалистов.
Для оценки потребительских свойств ЛС для устранения симптомов ОРЗ был рассчитан коэффициент качества. Установлено, что подавляющее большинство ЛС изучаемой группы (94,4%) являются препаратами, обладающими средними потребительскими свойствами. Высокими потребительскими свойствами обладает один препарат — Терафлю от гриппа и простуды, порошок (5,6%).
По результатам анализа экономического индекса установлено, что высокие оценки параметров экономических свойств имеют 27,8% ЛС. Это такие препараты как Тофф плюс, капсулы; Ринзасип, порошок; Максиколд, порошок; Колдрекс Найт, сироп; Ринза, таблетки, что связано с их низкой стоимостью.
По результатам исследования установлено, что среди изучаемого ассортимента ЛС для устранения симптомов ОРЗ высокой конкурентоспособностью обладают 5 препаратов (27,8%). К ним относятся: Ринзасип, порошок; Колдрекс Найт, сироп; Ринза, таблетки; Тофф плюс, капсулы; Максиколд, порошок. Значительная доля препаратов обладают средней конкурентоспособностью (44,4%). Низкие показатели конкурентоспособности имеют 5 препаратов (27,8%). Хотелось бы отметить, что в данную группу вошел препарат ТераФлю от гриппа и простуды, обладающий высокими потребительскими свойствами. Полученное значение конкурентоспособности объясняется высокой стоимостью ЛС на курс лечения.
В ходе проведенных исследований был выделен сегмент наиболее конкурентоспособных препаратов, что позволило сформировать рекомендации фармацевтическим организациям г. Курска по оптимизации ассортимента ЛС изучаемой группы.
Лучшие статьи по данной тематике
Изучение качества обслуживания при приобретении медицинских изделий в аптеках методом «тайного покупателя»
Исследование форм продвижения продукции малого фармацевтического предприятия
Как создать атмосферу INTERNET-АПТЕКИ
Клиенты аптеки, которые покупают снова и снова
Клиентский аспект в развитии аптечных предприятий
Маркетинговая оценка поливитаминных лекарственных средств
Маркетинговые исследования рынка лекарственных препаратов для устранения симптомов ОРВИ
МЕТОДИКА СЕГМЕНТАЦИОННОГО АНАЛИЗА В ФАРМАЦЕВТИКЕ
Обоснование рабочих определений понятий «фармацевтический мерчандайзинг» и «аптечный мерчандайзинг»
Продвижение лекарств
Профессиональные рекомендации по мерчандайзингу в аптеке
Процесс совершения покупки в аптеке
Реклама в продвижении лекарств
Роль маркетинговых решений в деятельности аптечных организаций
СБОР СВЕДЕНИЙ О ПОТРЕБИТЕЛЯХ ЛЕКАРСТВ В АПТЕКЕ
Сравнительный анализ понятия «мерчандайзинг»
ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОГО ПОРТФЕЛЯ ЗАКУПОК В АПТЕКЕ





Комментарии:

Добавить комментарий